• Войшвилло1
  • Войшвилло 2
  • Войшвилло 3

Коллекция графических работ Е.В. Войшвилло

 

Евге́ний Валерьянович Войшви́лло (16 октября 1907—1993) — российский художник, работами в области книжной иллюстрации и маринистической графики. Ему принадлежат выполненные с большой документальной точностью графические изображения исторических судов. Работу художника высоко оценил историк судостроения Н. А. Залесский в предисловии к своей книге «Одесса“ выходит в море», иллюстрированной Е. В. Войшвилло.

Многие работы выполнены в сотрудничестве с Б. М. Стародубцевым (р.1931 г.). В 1974-1975 гг. вместе со специалистом в области судостроения А. Л. Ларионовым Е. В. Войшвилло выполнил эскизы первоначального исторического облика ботика Петра I, на основе которых была изготовлена копия судна. Е. В. Войшвилло иллюстрировал статьи флотской тематики в журналах «Моделист-конструктор», «Вокруг света», «Морской флот» и др.

Музей обладает уникальной коллекцией работ художника 83 графические работы с изображениями судов и 74 образца книжной графики.

Евгений Валерьянович родился в Либаве в семье инженер-механика Российского Императорского Флота. Любовь к морю, флоту зародилась в раннем детстве, и эту любовь он пронес через всю жизнь.Рисовать он начал в школе, но путь к мастерству был непростым. После окончания в 1925 году школы – тяжелая болезнь. О продолжении учебы не могло быть и речи. Он начинает работать подручным слесаря на заводе «Айваз», далее слесарем-сборщиком на фабрике имени Володарского. В 1927 году сдает вступительные экзамены в Академию Художеств, но не проходит по конкурсу и поступает на второй курс Художественно-промышленного техникума при Академии Художеств. Затем военная служба на знаменитом аэродроме в Гатчине. Там он оканчивает школу авиаспециалистов, зачисляется в авиабригаду, а затем в штурмовую эскадрилью. Авиация всерьёз увлекает юношу. Он делает заметные успехи, но после ареста отца его увольняют, как сына «врага народа». 

Молодой художник начинает работать на заводе «Красный треугольник», «Балтийский завод», затем завод Детской игрушки «Северный пресс», а с 1930 года его рисунки начинают публиковать многие издательства Ленинграда.
В первые месяцы Великой Отечественной войны Войшвилло Е.В. призывают на Балтийский флот. Служба в Кронштадте в бригаде береговой обороны, затем в морской пехоте. В это время он участвует в выпуске фронтовой газеты «За Советскую Родину», логотип которой в 1941 году был выполнен по его рисунку. Он пишет сатирические стихи, рисует карикатуры. После смотра работ флотских художников Балтики его командируют в Отдел Политуправления Краснознаменного Балтийского флота в Таллинн, а в начале 1945 года старшина второй статьи Евгений Войшвилло назначается на должность «чертёжник старший флота» и продолжает службу в Военно-морской Академии имени Ворошилова на кафедре военно-морской географии у контр-адмирала Шведе. Молодой Войшвилло заведует чертежным бюро Академии, участвует в экспедициях по рекогносцировке и описи шхерных фарватеров. После демобилизации в 1948 году работы Войшвилло Е.В. становятся неотъемлемой частью в разделе научно-популярной литературы. Около 100 книг с его рисунками, вышедшими в «Детгизе», «Молодой гвардии», «Судостроение» и других, посвящены истории русского морского флота: «Школа над парусами», «Доблесть русского флота», «Голубая лента океана», «Одесса выходит в море», альбомы «Парусные корабли», «Корабли науки» и др. Спектр его работ не ограничен только флотской темой, но флот и судостроение всегда оставались главными. Его также интересуют наука, техника, космос, авиация, транспорт. Он продолжает работать для издательств «Мысль», «Транспорт», «Художник РСФСР», «Детгиз». Им выполнены книги: «О чем рассказал телескоп», «Станция Луна», «Наша самолёты», «Паровозы», «Дирижабли», рисунки в серии научно-художественного сборника «Хочу все знать». Многие из этих книг были награждены дипломами, почетными грамотами и переиздавались как в Советском Союзе, так и за рубежом. 
Но лучшими своими работами художник считал те, что были выполнены по заказам  журналов «Моделист – конструктор», «Судостроение», «Морской флот», «Катера и яхты». Поистине шедеврами художника Войшвилло считаются реконструкции-разработки чертежей флагманского корабля Колумба «Санта Мария», ботика Петра I, первого русского парусного корабля «Орел», шлюпа «Восток», фрегата «Паллада».
Последние пятнадцать лет жизни для Евгения Валерьяновича были особенно плодотворными. Он вступает в Союз Художников СССР, полон творческих планов, ему катастрофически не хватает времени.  За эти годы им было выполнено на профессиональном высочайшем уровне сто пятьдесят рисунков-картин исторических парусников мира. Эти работы привлекли внимание не только любителей флота, но и получили известность далеко за пределами нашей страны. Ему писали, благодарили, присылали подарки, и не одно письмо не осталось без ответа.
В это же время по заказу  Музея Мирового океана в Калининграде совместно со Стародубцевым  Б.М. было выполнено более 60 станковых работ по теме: «История морского флота», которые, безусловно, являются украшением и гордостью фонда музея.   Помимо высочайшего профессионализма, отличного знания архитектуры корабля, его оснастки Войшвилло обладал превосходным знанием истории мирового флота. Владея несколькими иностранными языками, он имел возможность читать редкие иностранные издания в подлинниках. Доброжелательный характер, широчайший кругозор как магнит притягивали к нему людей, особенно молодых, которых изумляла широта его знаний, необыкновенная память.  Он знал неисчислимое количество морских песен, легенд, историй, анекдотов, и был остроумнейшим рассказчиком и собеседником.
Необыкновенно трудолюбивый, талантливый, красивый человек, он до глубокой старости сохранил интерес к жизни и непосредственность восприятия окружающего мира. Прожив тяжелую, как и все его поколение, жизнь, где были революция, войны, голод, аресты и гибель близких ему людей, умирая, он сказал: «И все-таки я прожил счастливую жизнь. У меня была любимая работа».

Войшвилло Эльвина Евгеньевна, дочь художника.
 
 

Дракар (парусно-гребное судно викингов XI в.)

Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев.
Дракар (парусно-гребное судно викингов XI в.).
СССР, РСФСР, Ленинград, 1991.
Бумага, смешанная техника.
390 х 385 мм

Эскадра Колумба в Атлантическом океане. 1492 г.

Е.В. Войшвилло
Эскадра Колумба в Атлантическом океане. 1492 г.
РФ, Санкт-Петербург, 1992.
Бумага, смешанная техника.
328 х 398 мм

 «Нинья» (каравелла Х. Колумба. 1942 г.)

 
 
Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев.
«Нинья» (каравелла Х. Колумба. 1942 г.)
СССР, Ленинград, 1991.
Бумага, смешанная техника.
390 х 355 мм

 Учебный 10-пушечный фрегат

 
 
Е.В. Войшвилло.
Учебный 10-пушечный фрегат «Надежда».
СССР, РСФСР, Ленинград, 1989.
Бумага, смешанная техника.
303 х 241 мм

 Корветы «Буссоль» и «Астролябия» на рифах Ваникоро

 
 
 
Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев. 
Корветы «Буссоль» и «Астролябия» на рифах Ваникоро.
Рисунок.
СССР, Ленинград, 1986.
Бумага, смешанная техника.
470 х 620 мм

 Корвет «Бигль» у Огненной земли

 
 
 
Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев.
Корвет «Бигль» у Огненной земли.
СССР, Ленинград, 1986.
Бумага, смешанная техника.
564 х 449 мм

 Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды. 1819-1820 г.г.

Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев.
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды. 1819—1820 гг.
СССР, Ленинград, 1986.
Бумага, смешанная техника
470 х 620 мм

 Военный транспорт «Байкал» под командованием Г. Невельского в Татарском проливе у берегов о. Сахалин

Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев.
Военный транспорт «Байкал» под командованием Г. Невельского в Татарском проливе у берегов о. Сахалин.
СССР, Ленинград, 1986.
Бумага, смешанная техника
470 х 620 мм

 Учебный 24 — пушечный фрегат «Надежда»

 
Е.В. Войшвилло.
Учебный 24-пушечный фрегат «Надежда».
СССР, Ленинград, 1989.
Бумага, смешанная техника.
306 х 243 мм

 Бригантина «Ганза»

 
Е.В. Войшвилло.
Бригантина «Ганза».
РФ, Санкт-Петербург, 1992.
Бумага, смешанная техника.
408 х 367 мм

 Ботик Петра I на реке Яузе

 
 
Е.В. Войшвилло.
Ботик Петра I на реке Яузе.
СССР, Ленинград, 1989.
Бумага, смешанная техника.
320 х 245 мм

 Судно «Индевор» Д. Кука у берегов Гаити

 
 
Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев.
Судно «Индевор» Д. Кука у берегов Гаити.
СССР, Ленинград, 1986.
Бумага, смешанная техника.
550 х 450 мм

 Яхта «Жанетта» во льдах

 
 
Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев.
Яхта «Жанетта» во льдах.
СССР, Ленинград, 1986.
Бумага, смешанная техника.
500 х 451 мм

 «Вальдивия» (немецкое НИС конца XIX в.)

 
 
Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев.
«Вальдивия» (немецкое НИС конца XIX в.).
СССР, Ленинград, 1991.
Бумага, смешанная техника.
390 х 405 мм

 «Таймыр» и «Вайгач»

Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев.
«Таймыр» и «Вайгач».
СССР, Ленинград, 1986.
Бумага, смешанная техника.
470 х 620 мм

 Дизель-электроход «Витязь»

Е.В. Войшвилло, Б.М. Стародубцев.
Дизель-электроход «Витязь».
СССР, Ленинград, 1986.
Бумага, смешанная техника.
402 х 496 мм

 

 

В начало

 

 

   smedia