Историко-культурный центр «Фридрихсбургские ворота»

Инструменты специальных возможностей

Надлежит вам беречь остатки
кораблей, яхт, галер,
а буде опустите, то взыскано
будет на вас и на потомках
ваших.

Петр Великий,
Император Всероссийский

Историко-культурный центр «Фридрихсбургские ворота»

Историко-культурный центр
Фридрихсбургские ворота

История кораблестроения всегда начинается на берегу. А если этот берег еще и знаковое место, где в 1697 г. побывал царь Петр Первый, то сохранить эту историю — дело чести. Именно поэтому Музей Мирового океана в 2007 г. взял под свою опеку еще один разрушенный памятник архитектуры — Фридрихсбургские ворота. Восстановительные работы почти на четверть разрушенного сооружения велись три года:   работали реставраторы из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Калининграда. 10 сентября 2011 г. состоялось торжественное открытие памятника — в здании расположилась экспозиция, посвященная истории кораблестроения и Петру Великому.

Читать далее
fridrikhsburgskie-vorota-04.jpg

Крепость Фридрихсбург была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для охраны Прегеля. Фридрихсбург, построенный по проекту придворного математика Кристиана Оттера,  был крепостью бастионного типа. Русский царь посетил крепость в составе Великого Посольства и именно здесь обучался «артиллерийскому делу». Позднее  по приказу царя под Петербургом, на острове Котлин в Финском заливе, было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец).

В середине XIX века крепость Фридрихсбург была модернизирована и включена в состав второго вального обвода Кёнигсберга. С этого времени крепость стала считаться фортом. За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях.

В начале ХХ века руководство Кёнигсберга посчитало, что военная функция оборонительного объекта давно утрачена, а старые стены и дамбы сковывают развитие города. Укрепления пустили на кирпич, и уже в 1916 году по территории форта проложили вспомогательную железную дорогу. Единственный сохранившийся элемент бывшей крепости — это Фридрихсбургские ворота, которые были построены в 1852 году по проекту Ф. А. Штюлера. По своей архитектуре они напоминают городские ворота Кёнигсберга — выполнены в неоготическом стиле  из обожжённого фигурного кирпича. Позднее, в 1939 году, в здании ворот разместился  офис грузовой станции железной дороги.

Во время Второй мировой войны в ходе налета английской авиации и уличных боев Фридрихсбургские ворота сильно пострадали — исчезла одна из четырех башен.

В послевоенное время в воротах располагалась военная типография, потом ― автомастерская. В течение долгого времени объект занимали различные частные структуры. Памятником архитектуры Фридрихсбургские ворота признали в 1960 году, а статус объекта культурного наследия федерального значения они получили в 2002 году.

В 2007 году Музей Мирового океана начал восстановительные работы, которые велись до мая 2011 года. Над реконструкцией почти на четверть разрушенного сооружения работали реставраторы из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Калининграда.

Корабельное воскресение

Петровский центр

Экспозиция Фридрихсбургских ворот посвящена Петру Великому — основателю российского флота - и рассказывает о личности первого российского императора, становлении корабельного дела в стране.

Петровский центр - проект, призванный соединить «петровским» маршрутом несколько связанных с именем Петра площадок музея в регионе.

Базой формирования Петровского центра стал историко-культурный центр "Корабельное воскресение" во Фридрихсбургских воротах. Новые проекты запланированы и на других объектах музея: в пространстве старого железнодорожного моста на Набережной исторического флота, на маяке Заливино на берегу Куршского залива, отдельное внимание будет уделено реставрационным мастерским и выставочным залам в ИКЦ «Морское наследие» на территории бывшей Янтарной мануфактуры. Также объекты объединит единый комплексный водный маршрут, и каждый, кто пройдет по «пути Петра», сможет понять масштаб личности великого реформатора и значение петровской эпохи для нас, живущих в 21 веке.

Проект стал первой подобной творческой идеей в стране. Петровский центр призван стать площадкой просветительской работы, вкладом в сохранение наследия Петра Первого и его роли в становлении России как великой морской державы. 

Узнать больше
Image

Скульптурная композиция «Детство Петра»

Скульптурная композиция «Детство Петра» (бронза, высота – 2,10 м), установленная возле Фридрихсбургских ворот в Калининграде, создана народным художником СССР и РФ, Президентом Российской академии художеств, послом Доброй воли ЮНЕСКО З.К. Церетели, и передана автором в дар городу.

Скульптура изображает Петра I в возрасте 10 лет, когда он был провозглашен царем. Фигура развернута к зрителю на три четверти и наполнена движением – Петр изображен бегущим вперед и призывающим следовать за ним. Призывно поднятая рука с обнаженной шпагой, развевающийся на ветру шарф, поблескивающие высокие сапоги с ботфортами передают бурлящую энергию героя. Жестко моделированное лицо Петра изображает призыв ко всем окружающим присоединиться к его деяниям и продолжить их.

Все детали скульптурной композиции «Детство Петра» тщательно проработаны. Смоделирован выразительный облик героя; мимика его лица, жесты, детали костюма не случайны, глубоко продуманы. Художник одевает юного императора в европейский костюм по моде конца XVII – начала XVIII веков, напоминая конечную цель его будущей реформаторской деятельности – превратить Россию в великую европейскую державу. При этом головной убор императора – его излюбленную треуголку – автор оставляет неизменной. Суконную треуголку в начале XVIII века носил практически весь офицерский состав русской армии, и Петр I сохранял ей верность на протяжении жизни, несмотря на парадные роскошные кафтаны, пошитые в европейских столицах, которые он носил. При этом треуголка имеет и символическое значение: согласно историческим свидетельствам, именно она находилась на голове первого российского императора в день Полтавского сражения.

Скульптурная композиция «Детство Петра» была создана З.К. Церетели в 2006 году и все годы экспонировалась в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств в Москве (ул. Пречистенка, 19).

Искусствовед,
академик Российской академии художеств
Елена Романова

Петр I  в Кенигсберге

Школа навигацких наук

Музей Мирового океана приглашает детей 6-12 лет познакомиться с основами морского дела в «Школу навигацких наук» во «Фридрихсбургских воротах. Каждое занятие состоит из теоретической, практической части и мастер-класса. Мастер-классы включают обязательное изучение морских узлов и разнообразные виды творческой деятельности. На занятиях используются развивающие методики и игровые моменты. Приветствуется посещение занятий детьми вместе с родителями, поскольку изучение морского дела не имеет возрастной границы. Занятия проводятся каждую субботу. Начало в 11:00. Стоимость занятия  100 руб.

Лодейный двор

Лодейный двор

Музейный комплекс «Лодейный двор» расположился на территории, прилегающей к Фридрихсбургским воротам, и вместе с памятником архитектуры входит в  историко-культурный центр «Корабельное воскресение», созданный в рамках обширной программы по сохранению и популяризации морского наследия России.   

Лодейный двор был торжественно открыт 10 октября 2012 г.   Здесь широко представлены различные образцы национальных лодок: кижанка из Карелии, построенная мастерами, знающими все тонкости «шитья» лодки; чукотская байдара, с глубокой древности до настоящего времени использующаяся народами Чукотского полуострова, американской Арктики и Гренландии, дединовский челн–лодка-долбленка жителей приокских сел; берестянка — маленькая и легкая лодка, предназначенная для одного человека и изготовленная из специально обработанной и крепко сшитой бересты; германская прогулочная, финская и норвежская лодки. На территории «Лодейного двора» можно не только познакомиться с историей кораблестроения, но и принять непосредственное участие в воссоздании исторического судна.

Читать далее

Первым крупным проектом по воссозданию исторических судов стало строительство куренаса, парусника парусник рыбаков Куршского залива XVI века. Куренас был торжественно спущен на воду 24 мая 2012 г. Это историческое судно было построено Музеем Мирового океана при участии мастеров судоверфи «Пеликан», студентов Прибалтийского судостроительного техникума, курсантов морского кадетского корпуса Андрея Первозванного, воспитанников Морского клуба средней школы г. Пионерского. 

Финансирование этого проекта было не только государственным. На строительство судна Музею Мирового океана удалось выиграть грант IV Конкурса социальных и культурных проектов Компании «ЛУКОЙЛ» на территории Калининградской области. Конкурс проводится ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» с 2008 г., и Музей Мирового океана неоднократно становился его победителем.

Длина судна составляет 10 м, ширина — 2,7 м, водоизмещение — 3 т. На такой лодке могут разместиться до 5 рыбаков. Основное назначение судна — использование в туристических целях. В сентябре 2012 г. куренас принял участие в масштабном городском празднике, проводимом Музеем Мирового океана, — Водной ассамблее — и стал его настоящим украшением.

Приходите в музей!
Открывайте мир и себя!