Выставочный комплекс «Пакгауз»

Инструменты специальных возможностей

Здесь Кант ходил.
Здесь трость его стучала.
Здесь в вычурной крылатке, в парике
Он озирал шумящие причалы,
Дома и парусники на реке.

Писатель-фантаст
С. Снегов

Выставочный комплекс
«Пакгауз»

Выставочный комплекс
Пакгауз

На территории, которая теперь принадлежит Музею Мирового океана, находился порт.
Портовые сооружения в Кёнигсберге строились с XVII в. Они часто горели, затем перестраивались, изменялись. Портовые склады, в которых сегодня разместились выставочные корпуса «Морской Кёнигсберг-Калининград» и «Пакгауз», были построены в середине XIX в. В этот же период, вероятно, появилась причальная стенка и булыжная мостовая. В середине XIX в. в этом районе был построен железнодорожный мост (сохранился до наших дней), а позже — крупный железнодорожный узел, позволявший перегружать грузы из портовых складов в вагоны и отправлять по назначению.
Территория, расположенная вдоль реки Прегель, была разрушена в годы Второй мировой войны. Причальная стенка и мостовая были восстановлены музеем в 2000—2003 гг.  

Нужен текст

«Пакгауз»

«Пакгауз»

Реставрационные работы по воссозданию выставочного комплекса «Пакгауз» велись меньше одного года. Торжественное открытие состоялось 13 июля 2007 года и вошло в программу празднования Дня города. В «Пакгауз» расположился первый в Калининграде  выставочный зал, соответствующий требованиям лучших музеев мира. Сегодня он принимает крупные передвижные выставки, он оборудован системой контроля микроклимата, необходимыми рубежами защиты; витрины оснащены специализированным светодиодным освещением, не повреждающим музейные предметы.

Читать далее

Центральный экспонат выставочного зал в «Пакгауз» — археологическая находка «Корабль XIX века». В 2000 г. рабочие Калининградского янтарного комбината в карьере «Приморский» наткнулись на остов деревянного одномачтового парусного судна. Рядом находился перемещенный струями воды якорь со значительным куском якорной цепи, спекшейся с остатками обшивки фальшборта полубака. Были видны железные детали рангоута, железный вертлюг, несколько фрагментов деревянных деталей, несколько обрезков чугунных труб, которые могли быть либо частью груза судна, либо трюмным балластом для обеспечения его остойчивости.

Найденный корабль произвел фурор в научном сообществе. Раскопки были проведены Деснинской экспедиции Института археологии РАН при участии доктора исторических наук Владимира Кулакова и старшего научного сотрудника Рашида Нигматулина. В раскопе была обнаружена нижняя часть судового корпуса. Вероятно, корабль, столкнувшись с превышением морского дна, потерпел крушение на мелководье и затонул. Небольшая глубина моря в районе крушения позволила команде судна или местным жителям разобрать верхнюю и кормовую части корпуса. Оставшиеся в неприкосновенности фрагменты корабля оказались погребены под многометровым слоем песка. Найденные части составляют примерно 20% от первоначальной конструкции судна. В число сохранившихся деревянных деталей входят: киль (2 фрагмента), флоры, футоксы, часть форштевня, часть кильсона, доски обшивки. Кроме деревянных конструкций, сохранились брашпиль, остатки помпы, детали напалубных конструкций, части такелажа, фрагменты цепей и якорь.

Археологами было установлено, что судно относится к местной разновидности адаптированных для каботажного плавания у берегов Балтики средних судов типа шмаки, тьялка, херрен-яхты, аака, немецкого галеаса или ломме и прочих типов судов, им конструктивно близких, восходящих к голландским и немецким яхтам начала XVIII в. Это одномачтовое (или полуторамачтовое) однопалубное плоскодонное парусное судно, которое применялось для транспортировки грузов, перевозки пассажиров и лова рыбы. Наиболее вероятно гафельное парусное вооружение.

Работы по реставрации корабля выполнялись в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» реставрационным центром при Ассоциации Реставраторов России ООО «РЕСЦАР» (генеральный директор Инна Лебедева, научный руководитель проекта — Дмитрий Ковалев).

В связи с тем, что фрагменты корабля были извлечены из прибрежной зоны, по рекомендации археологов, до начала реставрационных работ на несколько лет их поместили в воды реки Преголи, рядом с НИС «Витязь». С учетом состояния деревянных фрагментов была разработана методика консервации деревянных фрагментов с применением полиэтиленгликолей. Несмотря на сорокалетний период использования ПЭГ для консервации мокрой древесины, до сих пор не выработана единая, четкая методика, поэтому консервация каждого объекта носит экспериментальный характер.

В процессе медленной сушки в естественных условиях поднятые на воздух фрагменты корабля не претерпели явных изменений. Сложность проведения реставрационных работ состояла в значительных размерах фрагментов корабля. Пропитка велась последовательным многомесячным опрыскиванием водноспиртовыми растворами полиэтиленгликоля различной концентрации. В процессе выполнения работ уточнялись приемы реставрации, определялись концентрации и время воздействия применяемых материалов для различных деталей корабля в зависимости от их состояния на всех этапах реставрации. Большая части металлических находок и мелких деревянных деталей с фрагментами канатов была законсервирована по традиционным методикам в реставрационных мастерских Политехнического музея (г. Москва).

Параллельно с проведением реставрационных работ проводилась исследовательская работа по идентификации корабля — каждой детали, каждого фрагмента. С учетом веса судна были разработаны опорная конструкция корпусной части и крепление брашпиля. Сложность сборки заключалась в значительном весе отдельных фрагментов корабля, ограниченностью сборочного пространства выставочного зала и тем, что для соединения отдельных деталей необходимо было максимально использовать имеющиеся на деталях отверстия, чтобы сохранить целостность археологической древесины.

Работа, проведенная Музеем Мирового океана по реставрации и восстановлению деревянного корабля XIX века, уникальна. В России отсутствуют памятники деревянного судостроения XIX века подобных размеров и вероятность их нахождения невелика. Такие находки крайне редки и в европейской археологии. Остатки старинных судов археологи находят на дне морей и океанов, их исследования требуют огромных капиталовложений и значительного времени.

Вдали от специализированных центров реставрации, в достаточно короткие сроки, с минимальными для такого объема работ финансовыми затратами, музею удалось провести масштабную эксклюзивную работу по сохранению и восстановлению редкого памятника человеческой цивилизации.

  • Длина судна — 22—24 м
  • Ширина — около 8 м
  • Высота борта — около3 м
  • Грузоподъемность — 60—140 т
  • Экипаж — 6—8 чел.
  • Время постройки — первая треть XIX в.
  • Время гибели — вторая половина XIX в.
Фонтан «Путти»

Фонтан «Путти»

Фонтан «Путтенбрунен» (сокр. «Путти») создан известным немецким скульптором Станиславом Кауэром в 1908 г.  Название происходит от итальянского слова «puttо», что означает «младенцы». На проводившейся в 1912 г. в Позене (ныне Познань, Польша) международной выставке фонтанов «Путти» занял первое место. Жители Позена хотели купить фонтан, но Станислав Кауэр отказал им, предпочтя подарить фонтан Кёнигсбергу. На территории ландшафтного парка «Старый порт» Музея Мирового океана фонтан появился 5 декабря 2009 г. Торжество по случаю его открытия  состоялось полтора года спустя , 18 мая 2011 г., в Международный день музеев. 

Читать далее

Судя по сохранившимся довоенным фотографиям фонтан дважды менял свое место. Он стоял и у Лошадиного рынка, и рядом с Кёнигсбергским замком, где пережил бомбардировки. После войны его перенесли во двор Кёнигсбергской университетской больницы на улице Вагнера.

This image for Image Layouts addon

Фонтан «Пути»

Работа С. Кауэра, на его первом месте установки на Штайндамме.

 

На протяжении десятилетий фонтан оставался бесхозным и постепенно приходил в упадок. За его судьбу всегда переживал главный врач больницы Владимир Свистунов, который считал, что объект культурного наследия (статус присвоен в 2007 году) необходимо передать в надежные руки, отреставрировать и вернуть прежнюю функцию: фонтан должен быть фонтаном. Владимир Николаевич активно способствовал его передаче Музею Мирового океана. 

Из воспоминаний научного сотрудника музея Г. Акимовой: «В декабре 2009 г. фонтан «Путти» был перенесен из дворика Портовой больницы на территорию Музея Мирового океана. Поэтапно за счет средств призового фонда, полученного на фестивале «Интермузей–2009», мастерская «Наследие» Вячеслава Мозгового, руководившего воссозданием скульптур на Королевских воротах, провела реставрацию фонтана. Специалисты долго мыли скульптуру сильной струей воды. Под первым, земляным слоем (утрамбованная цветочная пыльца, уличная пыль, мелкий мох) появился слой коричневой краски, за ним — слой более темной, за темной — слой почти желтой, потом снова коричневой, за ней — малиновой… Когда я пришла во двор через несколько дней, то увидела, что «мальчики» стояли совершенно синие. Оказывается, первым слоем на камень была нанесена масляная синяя краска, которая глубоко впиталась в пористый камень. Так, поэтапно, была проведена полная реставрация фонтана, который теперь украшает территорию ландшафтного парка «Старый порт».

«Старый порт»

«Старый порт»

13 июля 2007 г. после длительной реставрации в музее открылся комплекс зданий, служивших когда-то портовыми складами. Эти здания стали архитектурной доминантой ландшафтного парка «Старый порт», рассказывающего морскую историю края. Сегодня в сочетании с причальной стенкой, булыжной мостовой, железнодорожным мостом и коллекцией музейных предметов под открытым небом здания старых портовых складов напоминают уголок Кёнигсберга середины XIX в. Авторы архитектурного проекта — Владимир Панифедов Екатерина Фурс.

Читать далее

Одной из знаковых деталей ландшафтного парка стал объект «Скамья Канта». Предположительно на рубеже XVIII—XIX вв. здесь пролегал маршрут, по которому часто ходил великий философ. Этот путь получил название тропы Канта. Один из тогдашних почитателей таланта философа установил на этом маршруте скамью, чтобы он мог на ней сидеть и любоваться на корабли. «Чтобы увидеть весь мир, не надо уезжать из Кёнигсберга — достаточно прийти в порт», — говорил Кант. 

Идею воссоздания «Скамьи Канта» реализовали калининградские скульпторы Людмила Богатова и Олег Сальников. Они создали композицию, состоящую из нескольких предметов: скамьи, треуголки, трости, опавших кленовых листьев и свитка с силуэтным изображением мыслителя.  Поскольку Кант был не только философ, но также географ и астроном, было принято решение установить трость таким образом, чтобы  в полдень 22 июня она не отбрасывала тень.

Приходите в музей!
Открывайте мир и себя!